• mbkpu_march8.jpg
  • mbkpu_march8_3.jpg
  • mbkpu_march8_4.jpg
  • mbkpu_march8_6.jpg
  • mbkpu_march8_7.jpg
  • mbkpu_march8_8.jpg
  • mbkpu_march83.jpg

ОДИН ДЕНЬ В ИСТОРИИ КРАЯ.
В этот день 75 лет назад – 1 июня 1942 года – во время налета немецкой авиации на Мурманск прямым попаданием бомбы был потоплен стоявший в порту у пристани пароход «Субботник».

Subbotnik


Изначально это небольшое судно было спущено на воду в Англии. Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства для эксплуатации между промыслами Варангер-Фьорда заказало в мае 1895 года на судостроительной верфи "Willian Dobson&co" в Ньюкасле постройку небольшого товарно-пассажирского парохода, названного именем святого, миссионера Трифона, обращавшего в 16 веке лопарей в православную веру. Водоизмещение — 208 т; длина — 38,25 м; ширина — 6,4 м; осадка — 3,3 м; мощность — 300 л. с.; скорость — 9 уз.; грузоподъемность — 160 т. Принимал 10 пассажиров 1-го класса и 100 пассажиров — 2-го.
Пароход был спущен на воду 13 декабря 1895 года и в феврале 1896 года ушёл на север.
В конце XIX — начале XX вв. совершал рейсы вдоль Мурманского побережья, а также участвовал в системе промыслового телеграфа — доставлял бюллетени (промысловые депеши) в те рыбацкие становища, где отсутствовали почтово-телеграфные конторы, и собирал сведения о ходе промыслов для последующей передачи их в Александровск. "Преподобный Трифон" стал перевозить грузы и пассажиров не только в устье реки Печенги, где располагался монастырь Святого Трифона, но и в Белом море, и у берегов Северной Норвегии. Портом приписки парохода был Архангельск.
С 1901 года экипаж парохода регулярно доставлял в Архангельск из Норвегии газету "Искра", за что таможня несколько раз штрафовала капитана.
В первую мировую войну 3 декабря 1915 года судно было мобилизовано и включено в списки Архангельского военного порта как транспорт. 6 апреля 1918 года "Преподобный Трифон" был национализирован и сдан Главоду. Во время гражданской войны 21 февраля 1920 года пароход был захвачен восставшими рабочими и моряками в Мурманске. 24 марта 1920 года он с десантом этих самых рабочих и моряков освободил Печенгу от финнов.
С 16 апреля 1920 года пароход в качестве посыльного судна был включён в состав Морских сил Северного моря, а 31 июля приказом Коморси получил новое название - "Субботник".



После разгрома интервентов открылась перспектива развёртывания внешней торговли. Первым морским судном, открывшим под советским флагом дальние рейсы с севера, стал "Субботник". В 1921 передан Беломортрансу, летом этого же года под командованием капитана Н. И. Воронина совершил рейс Архангельск–Норвегия–Германия–Эстония–Ленинград, став первым советским судном, открывшим экспортные лесоперевозки из Архангельска.
В следующие годы пароход выполнял грузо-пассажирские рейсы между портами Белого моря, становищами промысловиков на Мезени, Печоре и Мурмане. Ходило судно и в порты Норвегии.
В 1940 году "Субботник" обслуживал пассажирскую линию в Кольском заливе, а когда началась война, стал обеспечивать воинские перевозки.

В январе 1942 года пароход напряжённо работал при переброске личного состава 14-й Стрелковой дивизии через Кольский залив. В Мотовской десантной операции в апреле-мае 1942 года судно использовалось для эвакуации раненых. 1 июня во 1942 года время налёта немецкой авиации на Мурманск прямым попаданием бомбы "Субботник" был потоплен.
Погибли 8 чел., большая часть экипажа и капитан А. М. Егоров остались живы.
Аварийно-Спасательный отдел Северного флота сразу же приступил к спасению судна. 22 июня 1942 года пароход был поднят, отбуксирован на отмель и законсервирован. Проведённое в августе 1944 года обследование парохода показало, что восстановлению судно не подлежит. "Субботник" был передан Мурманскому торговому порту, где он до начала 1950-х годов использовался как плавучая ёмкость (баржа), а затем в 1952 году списан и передан для разделки на металлолом.

Лит.: Богданов Е. Ф., Колмаков Ю. И. Архангельск. Фрагменты истории. — Архангельск, 1984; Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: справочник. — М., 1989; Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX — начале XX вв. Кн. 1. — Екатеринбург; Архангельск, 2002; Трифонов, Ю. Н. Суда Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства: краткий исторический справочник / Ю. Н. Трифонов, И. В. Паролов. - Архангельск : [б. и.], 2010 (ООО "Типография №2"). - 83 с. : фот. - Указ. судов: с. 74 - 76; Сорокажердьев В. Железные пахари моря // Мурманский вестник.- 2004.- 10 апреля.
http://www.bel.kp.ru/daily/26240.4/3121323/
http://modelman.livejournal.com/776585.html
http://lexicon.dobrohot.org/index.php/"ПРЕПОДОБН..