• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg

Четвёрка вздыбленных коней -
Взирает гордо с пьедесталов,
На толпы пёстрые людей,
Спешащих на берег каналов.

Из рук атлетов рвут уздцы,
С гранита рвутся на свободу -
Но крепко держат молодцы,
И не дадут сорваться в воду.

Валерий Недюдин

 

Одарённость и упорство Клодта привели к тому, что большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.

В 1831 году вместе со скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским он получил серьёзный правительственный заказ и начал работу над созданием изящной скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (сейчас она украшает собой арку Нарвских триумфальных ворот). Кони Клодта - это стремительно мчащиеся и вздымающиеся вверх животные. В них чувствуется неукротимость и сокрушающая энергетика, которая придаёт арке не только торжественный, но и триумфальный вид. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Молодого мастера наградили званием академика, а также квартирой при Академии художеств и большой мастерской, где Клодт проводил большую часть своего времени.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.

Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.

В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.

За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом. 

  Остальная информация размещена в памятке "Петербург Петра Клодта"

памятка "Петербург Петра Клодта"

Памятку подготовила: С. А. Шмелёва, гл. библиограф ЦДБ

Ответственный за выпуск: Петрова О.С. заместитель директора МБКПУ

«Печенгское МБО» по работе с детьми.