Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.
Как кому на свете дышится, живется -
Такова и песня у него поется...
Жизнь дает для песни образы и звуки:
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета -
То и отразится в песне у поэта -
так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной.
Как сохранялись народные песни?
В старину песни, разумеется, не записывали. Они по памяти передавались из поколения в поколение. Если девушку выдавали замуж в другую местность, то не исключено, что она «брала с собой» свои песни, которые слышала от матери и бабушки. Таким образом, песни перемещались, развивались, а иногда и возрождались в другой форме. Поэтому одни и те же песни могли иметь разный текст и мелодию.
Вся жизнь народа крепко связана с песней. Труд, отдых, радость, горе - все нашло в ней свое отражение. Песни передавались из уст в уста, хранились в памяти народа и переходили из поколения в поколение. В народной песне нашли воплощение все лучшие черты русского характера: доброта, широта, трудолюбие, душевная щедрость и смелость.
Русская песенная культура складывалась веками. Народная школа пения развивалась в недрах народной жизни, оставаясь на уровне устной традиции как часть художественного быта русского народа, тесно связанного с песенным творчеством. Однако богатство и жанровое разнообразие русских песен, исполняемых народом, говорило о высокой песенной культуре. Известно, что исполнение народными певцами русских протяжных песен вызывало удивление и восхищение иностранцев, посещавших Россию. Как сообщает один из составителей первого нотного сборника русских песен Н. А. Львов, итальянский композитор Г. Паизиелло был поражен искусством народного хора, его песнями и не хотел верить, что были они творением простых людей, «полагая оные произведением искусных музыкальных сочинителей». Это сообщение было сделано Львовым в 1790 году, когда заметно вырос интерес к народному музыкальному творчеству, начались работы по записи русских народных песен.
Позже, с возникновением нотной записи и профессиональной музыки, стали появляться так называемые «собиратели» русской народной песни. Они ездили по деревням и селениям, искали пожилых певуний (иногда их называли «песнехорками») и просили спеть песни, которые звучали в их молодости. А еще лучше – во времена их бабушек. Мелодии нотами по слуху записывались в тетради, и после этих фольклорных экспедиций появлялись сборники русских народных песен.
Такими собирателями были Лядов, Римский-Корсаков, Глинка и другие ценители русской песни. Позже, когда появились звукозаписывающие устройства, фольклорные экспедиции стали проходить куда более успешнее. И только благодаря самым первым собирателям, сохранилась русская песенная культура до наших дней, и мы знаем те песни, которые в старину пели наши предки.
Мелодии русских песен наполняют сочинения композиторов прошлого. Они в величавом образе Ивана Сусанина и в радостной «Камаринской» Глинки. Русские песни наполнили подлинностью монументальные народные сцены опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, открыли поэтическую прелесть обрядовых сцен оперы «Снегурочка», эпическую мощь «Садко» Римского-Корсакова.
Русская песня продолжает увлекать и современных композиторов, создающих на ее основе запоминающиеся сочинения. Достаточно вспомнить хоровой цикл «Курские песни» Георгия Свиридова или оркестровый концерт «Озорные частушки» Родиона Щедрина.