Праздничные дни в нашей стране выбираются не случайно. Обычно они приурочены к какому-то историческому событию. В этом плане День российской науки, который отмечается ежегодно 8 февраля, также не является случайным днем. Именно 8 февраля, правда еще 1724 года, по распоряжению российского императора Петра I указом сената была образована Академия Наук. Великий реформатор прекрасно понимал значение образования и научной мысли в развитии страны. Поэтому первое научное учреждение было основано по уникальному проекту, отличному от европейских школ и университетов. Организация объединила гимназию и университет. Сотрудниками и студентами Академии могли стать именно талантливые россияне. Статус в обществе и наличие рангов, денег не влияли возможность стать учеником. Поэтому в Академию могли поступить и дети дворян, и отпрыски простолюдинов.
Менялись столетия и правители, а Петровская Академия продолжала деятельность. И даже при Советах, когда многие достижения царской России были уничтожены, Академия продолжила свою деятельность. И лишь в 1925 году сменила название на Академию наук СССР. С распадом Союза учреждению было присвоено новое название Российская академия наук. Фактически современный РАН(Российская Академия наук) – это все та же Петровская Академия, которая была возрождена в 1991 году как высшее научное заведение.
Знаменитыми выходцами Академии стали действительно талантливые люди, прославившие российскую науку на весь мир. Невозможно не упомянуть труды Михаила Ломоносова, известного многогранными талантами, работы Ивана Павлова – ученого медика, изучающего рефлексы и их причинно-следственные связи, а по учебникам Льва Ландау до сих учат азы физики. Константин Циолковский поразил мир своими космическими разработками, а Игорь Курчатов вошел в историю, как «отец» атомных технологий.
Сегодня российские ученые продолжают трудиться на научном поприще и на практике доказали свою состоятельность. Ведь львиная доля изобретений последнего столетия принадлежит именно им.
В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу знаний о природе, овладению её тайнами, использованию их на благо человечества. Но не многие из них можно сопоставить с тем, что было сделано русским учёным-энциклопедистом Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
Он интересовался самыми разными областями знаний: химией, физикой, экономикой, педагогикой, воздухоплаванием. Написал около 500 научных работ, в том числе по исследованию растворов, переработке нефти, подземной газификации угля, метеорологии; изобрёл бездымный порох.
Однако во всём мире Дмитрий Иванович Менделеев известен благодаря своему Периодическому закону химических элементов, на основе которого в 1869 г. им была построена таблица, знакомая каждому ещё со школьной скамьи.
Всем известен факт, согласно которому Периодическая система приснилась учёному, после чего ему осталось лишь доработать явившуюся идею. Но если бы всё. было так просто... Данная версия о создании таблицы Менделеева, по-видимому, не более чем легенда. Да и сам Дмитрий Иванович на вопрос о том, как она была открыта, отвечал: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово».
Одной из важных особенностей, которая делает Периодическую таблицу выдающимся открытием, является её предсказательная сила. В этой системе на момент появления оставались пустые ячейки для элементов, которые, согласно предположениям Менделеева, должны существовать, но ещё не открыты.
И действительно, если в самом начале Периодическая таблица включала в себя только 56 позиций, то интенсивное развитие прикладной науки в XX в. привело к обнаружению целого ряда новых веществ, которых на сегодняшний день 118. Причём последние три были внесены в детище российского химика в конце 2015 г.
Сегодня Периодическая таблица это не просто руководство или каталог всех известных элементов. Это, по сути, окно во Вселенную, помогающее расширить понимание окружающего мира. 152 года в 2021г отмечает таблица со времени своего открытия.
Из всех русских учёных Менделеев, пожалуй, самый известный в мире. Например, в честь 150-летия создания таблицы периодической системы Менделеева австралийский монетный двор выпустил памятную монету из серебра номиналом в один доллар. Больше никто из русских учёных подобной чести не удостаивался. О Дмитрие Менделееве подробнее в разделе Периодические издания "Дилетант" о Менделееве. А в новостной ленте можно воспользоваться видеопрезентацией "Нобелевские лауреаты"
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СЦЕНАРИЕВ НА ТЕМУ
"ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ"
1. Кумакова , О. В. Стремление к неведомому / Ольга Вадимовна Кумакова . - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2018. - N 10. - С. 77-82.
Аннотация: Жизнь и исследования нобелевского лауреата Марии Складовской-Кюри.
2. Родионова, И. Н. Подвижник просвещения / Ирина Николаевна Родионова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2011. - N 8. - С. 12-17.
Аннотация: Сценарий мероприятия, рассказывающего о разносторонней деятельности М.В. Ломоносова, для учащихся 7-11-х классов.
3. Каримова, Р. З. "Родившийся под северной звездой..." / Рамзия Зайнетдиновна Каримова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2016. - N 4. - С. 71-75.
Аннотация: Сценарий познавательного мероприятия, посвящённого русскому учёному-энциклопедисту и поэту М. В. Ломоносову, с включением викторин для учащихся 6-8-х классов.
4. Просекова, О. А. На пути больших открытий / Ольга Анатольевна Просекова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2015. - N 4. - С. 59-67.
Аннотация: Викторина о науке и её достижениях.
5. Трунцева, Т. Н. День науки и творчества / Т. Н. Трунцева. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников : журнал. - 2014. - N 5. - С. 72-77.
Аннотация: Праздник, посвящённый ученической научно-практической конференции.
6. Леонова, С. П. "Мыслитель дерзкий" / Светлана Петровна Леонова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2014. - N 7. - Ст. 82-85.
Аннотация: Устный журнал рассказывающий о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
7. Нуштаева, А. А. Знатоки больших букв / Александра Александровна Нуштаева. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2014. - N 1. - С. 75-77.
Аннотация: Познавательная игровая программа для двух команд, посвящённая Михаилу Васильевичу Ломоносову.
8. Крюкова, Н. С. Дмитрий Менделеев. Как всё начиналось / Надежда Степановна Крюкова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2015. - N 3. - С. 70-73.
Аннотация: Познавательное мероприятие, посвященное жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева.
9. Костенко, Н. В. Не счесть числа талантам! / Наталья Викторовна Костенко. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2018. - N 8. - С. 52-56.
Аннотация: Страницы жизни учёного, поэта и естествоиспытателя М. В. Ломоносова.
10. Чернышова, Н. Как истину искали в споре / Наталья Чернышова. - Текст : непосредственный // Чем развлечь гостей : журнал. - 2017. - N 11. - С. 15-20.
Аннотация: Сценарий проведения Дня наук.
11. Быкова, Е. С. Изобретатели - истин искатели / Евгения Сергеевна Быкова, Владимир Николаевич Бибейкин. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2018. - N 11. - С. 58-61.
Аннотация: Интеллектуальная игра о великих открытиях, внесших немалый вклад в мировую науку.
Подготовила Перепалова О.М., библиотекарь ОМБИ ЦБ.