• март2024_-_0001.jpg
  • март2024_-_0002.jpg
  • март2024_-_0003.jpg
  • март2024_-_0004.jpg
  • март2024_-_0007.jpg
  • март2024_-_0008.jpg
  • март2024_-_0009.jpg

egg

    Купи «киндер-сюрприз»! – эту фразу можно часто услышать от детей в магазине. И мы даже не догадываемся, что в Российской империи дети тоже просили у родителей купить шоколадные яйца.

    Пасхальные шоколадные яйца с сюрпризом появились в России ещё на рубеже XIX-XX веков. В старых каталогах предприятий Абрикосова, Лагодина, Конради фигурируют «шоколадные яйца» и «шоколадные бомбы» самых разнообразных форм и с самым разнообразным содержимым.

    Однако более всех прославилась московская фирма выходца из Гамбурга Иоганна Леопольда Динга. В выпуске шоколадных яиц И. Л. Динг значительно превзошел конкурентов как разнообразием, так и количеством изделий. Именно поэтому больше полусотни динговских экземпляров дошло до наших дней. «Пасхальныя шоколадныя яйца съ сюрпризомъ» были сезонным товаром, поступая в продажу к празднику Светлого Христова Воскресения.

    Первые пасхальные шоколадные яйца появились в прейскуранте фирмы И. Л. Динга в 1909 году. В зависимости от размера им присваивались номера — от 1 до 21. Изделия под номерами 1–6 были «без сюрприза с бульдегомом» (круглыми леденцами от кашля), номера 7–21 содержали внутри разные подарки — фарфоровые фигурки, картинки, свистульки и многое другое. Эти сладости приобрели такую популярность, что к 1913 году прейскурант расширился до 31 номера (максимальный размер яйца достиг 27 см в высоту).

egg2

    Начиная с № 20 в шоколадную полость сюрпризы не вкладывались, поскольку тонкие стенки большого яйца могли не выдержать тяжести содержимого. Яйцо состояло из двух половинок, склеивавшихся между собой сахарным сиропом. Его заворачивали в цветную фольгу, а затем еще в специальную красочную обертку с номером и изображением христосующихся детей (картинки у каждого номера были свои). Среди знатоков кондитерского дела принято считать № 31 последним. Однако в результате поисков по частным собраниям удалось установить, что И. Л. Динг довел товарную линейку до № 110. Экземпляры под № 70 и выше из-за гигантских размеров, очевидно, являлись выставочными ил подарочными для исключительных случаев. Так высота яйца № 110 превышала 1,5 метра, а весило оно около 60 килограммов.

    Можно только представить впечатление, производимое на покупателей подобными гигантами, красующимися в витринах!


Якименко Б. Г. Пасхальные шоколадные яйца с сюрпризом фабрики И. Л. Динга/Борис Григорьевич Якименко//Московский журнал.- №7.- 2020.- С. 36-39.

Эту и другие статьи вы можете прочитать в периодическом издании Московский журнал.