• НГ-1.jpg
  • НГ-2.jpg
  • НГ-3.jpg
  • НГ-4.jpg
  • НГ-5.jpg
  • НГ-6.jpg
  • НГ-7.jpg

Хлеб  Хлеб всему голова

Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба, который отмечается ежегодно 16 октября.

Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие.

Хлеб 1

Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. Первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. Уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем и даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре.

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Виеру Г.

Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, он стал пользоваться большей популярностью.

По старому русскому обычаю, дорогих гостей мы встречаем Хлебом-солью.

хлеб 3

В России с самых давних времён любили вкус ржаного хлеба. Добавкой к нему обычно служила соль. В романе Д. Н. Мамина-Сибиряка с многозначительным названием «Хлеб» читаем:«— Вот што, милая, — обратился гость к стряпке, — принеси-ка ты мне ломтик ржаного хлебца чёрствого, да соли крупной, штобы с хрустом... У вас, Анфуса Гавриловна, соль на дворянскую руку: мелкая, а я привык по-крестьянски солить.

— Вот это я люблю! — поддержал его хозяин. — Я сам, брат, не люблю все эти трень-брень, а всё бабы моду придумывают. Нет лучше закуски, как ржаная корочка с сольцой да ещё с огурчиком».

А вот как звучит упоминание о хлебе у А.П.Чехова в рассказе «Свирель»:

«Я, акроме хлебушка, ничего не потребляю, потому хлеб наш насущный даждь нам днесь, и отец мой, акроме хлеба, ничего не ел, и дед, а нынешнему мужику и чаю давай, и водки, и булки, и чтобы спать ему от зари до зари, и лечиться, и всякое баловство»

Много ржаного хлеба с солью было съедено до того, как хлебопёки придумали разнообразить его вкус, добавляя в тесто из ржаной муки зёрна и семена. И, как следствие этого творческого процесса, в наше время появился хлеб с названием «цельнозерновой», которое наводит на мысль, что муки там и вовсе нет. Этот хлеб довольно быстро вошёл в моду и стал излюбленным продуктом людей, испытывающих страдания от неумолимого повышения веса, а также последовательных сторонников здорового образа жизни.

С точки зрения науки хлебопечения и просто здравого смысла цельнозерновой хлеб правильно надо бы называть мультизерновым или просто злаковым по той причине, что его, как и любой другой хлеб, пекут из муки с добавлением разнообразных зёрен или семян подсолнечника, льна, тыквы, кунжута, овсяных хлопьев, отрубей и т. п.

В полном соответствии с отечественной традицией, узаконенной государственным стандартом, названия «хлеб, хлебобулочные изделия» присваиваются только продуктам, изготовленным из муки пшеничной или ржаной, или их смеси, иногда с добавлением муки других зерновых культур.

Дело в том, что лишь с помощью пшеничной, ржаной и некоторых других видов муки можно сформировать мякиш хлебобулочных изделий. Сделать это, используя только различные зёрна, просто невозможно. Изготовленный из зёрен и семян «хлеб» может пригодиться разве что на прикорм рыб, как это рекомендовал делать «в душе поэт и знаток родной природы» С. Т. Аксаков в замечательной книге «Записки об уженье рыбы».

В настоящее время, при отсутствии государственных стандартов (ГОСТ), при оценке качества сортов зернового хлеба можно ориентироваться на документ «Изделия хлебобулочные с добавлением зерна и продуктов его переработки». ( Зарегистрирован в ФГИС Росстандарта в 2020 году). Классификация сортов там выглядит следующим образом. Мультизерно: хлебобулочное изделие без начинки, с влажностью более 19%, цельнозерновую и/или обойную муку.

Энергетическая ценность зернового хлеба увеличивается за счёт жиров, белков и углеводов, содержащихся во входящих в их состав зерновых добавок. Калорийность мультизернового хлеба колеблется в пределах 230—385 ккал, тогда как российские сорта хлеба из пшеничной муки имеют калорийность от 170 до 220 ккал, а из ржаной обойной муки — 170 ккал. Взрослый человек, ведущий активный образ жизни, связанный с физической нагрузкой, ежедневно может съедать 300— 350 г мультизернового хлеба, для остальных считается достаточной порция из 150 г в день.( Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации от 18.12.2008.)

Существует некоторая зависимость, позволяющая на глаз определить, в каком хлебе больше пищевых волокон: чем больше зёрен и семян в его составе, тем выше содержание в нём пищевых волокон, которые так ценят поклонники здорового питания. Но сколько бы ни содержалось в мультизерновом хлебе зёрен, семян, пищевых волокон и других полезных для здоровья природных веществ, главное, что привлекает к нему многочисленных поклонников, является его превосходный вкус, благодаря которому этот хлеб может по праву занять своё место в домашнем застолье и стать символом семейного достатка и благополучия.

Автор романа «Хлеб» Д. Н. Мамин-Сибиряк в письме к редактору-издателю журнала «Наблюдатель» А. П. Пятковскому выразил эту мысль кратко: «Хлеб — всё, а в России у нас в особенности».( Д. Н. Мамин-Сибиряк. Письмо А. П. Пятковскому от 25 мая 1891 г. цит. по: Мамин- Сибиряк Д. Н. Собр. соч. в 8 т, —М.: 1955. Т. 7)

По материалам журнала «Наука и жизнь» № 10, 2022.

ПРЕДЛАГАЕМ СПИСОК СТАТЕЙ ФОНДА БИБЛИОТЕК НА ДАННУЮ ТЕМУ:

1.   Абрамова, Н. В.

Румяный хлебушко - калачу дедушка / Натаья Витальевна Абрамова. - Текст : непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2021. - N 5. - С. 45-47.

Познавательное мероприятие, на котором дети 6-9 лет узнают историю хлеба и научатся бережно к нему относиться.

2.   Важенина, О.

Проект "Хлебный колосок" / Ольга Важенина. - Текст : непосредственный // Обруч : журнал. - 2012. - N 5. - С. 20-23 : фот.цв.

Проект "Хлебный колосок" для дошкольников. Знакомство детей со злаковыми культурами. Исследования, сочинение сказок, иллюстрирование, лепка, аппликация на тему зерна.

3.   Васильева, Е. И.

Воспеваем хлебушек / Елена Ивановна Васильева, Ирина Вячеславовна Кашина. - Текст : непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2020. - N 3. - С. 45-48.

Интерактивная программа для детей 5-6 лет.

4.   Дочкина, Н.

Хлеб наш насущный / Наталья Дочкина. - Текст : непосредственный // Чем развлечь гостей : журнал. - 2022. - N 6. - С. 3-4.

Викторина с вариантами ответов об истории хлеба.

5.   Зелененко, А. (протоиер.).

Педагогический семинар по рассказу Бориса Алмазова "Простите меня" / Александр Зелененко. - Текст : непосредственный // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2022. - N 2. - С. 26-38.

Автор предлагает нравственно-педагогический анализ рассказа Б. Алмазова "Простите меня".

6.   Лескова, Н.

Калач, как огонь, горяч / Наталия Лескова. - Текст : непосредственный // Чудеса и приключения : журнал. - 2015. - N 1. - С. 78-80.

История калача.

7.   Лесных, Е.В.

Земля на зернышке стоит / Е. В. Лесных. - Текст : непосредственный // Досуг в школе. - 2012. - N 12. - С. 14-17

Сценарий о пользе хлеба.

8.   Масягутова, Р. Р.

Праздник хлеба / Римма Рафаиловна Масягутова. - Текст : непосредственный // Игровая библиотека : журнал. - 2018. - N 5. - С. 32-53.

Фольклорно-музыкальный праздник к Дню хлеба.

9.   Ноготкова, А. Г.

Истинная цена хлеба / Алла Геннадиевна Ноготкова. - Текст : непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2020. - N 6. - С. 51-56.

Познавательное мероприятие, на котором дети 7-9 лет узнают древнюю историю хлеба и научатся бережно к нему относиться.

10.   Орлянская, Л. И.

Хлеб наш насущный / Любовь Ивановна Орлянская. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2011. - N 9. - С. 86-89.

Мероприятие, рассказывающее о ценности и важности хлеба, для учащихся 4-5-х классов.

11.   Пырков, И. В.

Хлеб из лебеды / Иван Владимирович Пырков. - Текст : непосредственный // Литература в школе. - 2019. - N 11. - С. 6-9.

Автор статьи делает попытку осмыслить вопрос о том, почему в русской литературе второй половины 20-го века описание еды становится редким и скудным: проводится аналогия между вошедшим в исторический обиход понятием "хлеб из лебеды" и житием древнерусского святого Прохора Лебедника.

12.   Славороссова, Е.

Хлебец ржаной - отец наш родной / Евгения Славороссова. - Текст : непосредственный // Чудеса и приключения - детям : журнал. - 2021. - N 7. - С. 22-23. Хлеб у представителей разных стран.

13.   Сокольский, И.

Шедевр русской кухни / Игорь Сокольский, Наталья Замятина. - Текст : непосредственный // Наука и жизнь : журнал. - 2022. - N 2. - С. 104-106.

Кулинарный очерк, посвященный употреблению ржаного хлеба в русской кухне. Рецептура ржаного хлеба, кулинарные рецепты приготовления блюд с бородинским хлебом.

14.   Стрелкова, М. А.

С хлебом на "Вы"! / Марина Аврамовна Стрелкова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2013. - N 8. - С. 92-97.

Значение хлеба в истории человечества, как люди научились из злаков печь хлеб. Познавательное занятие для учащихся 5-7-х классов.

15.   Уткина, О. Ю.

От зерна до каравая / О. Ю. Уткина, С. Н. Пенькова . - Текст : непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - N 3. - С. 48-49

Сценарий для дошкольников ко Всемирному дню хлеба.

16.   Фесенко, Г. В.

Откуда у нас каравай на столе? : дидактическое занятие / Г. В. Фесенко. - Текст : непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2019. - N 9. - С. 40-42

Воспитание бережного отношения к хлебу у детей 5-7 лет.

17.   Ходыкина, И. В.

Чудо земли - хлеб! / И. В. Ходыкина. - Текст : непосредственный // Педсовет. - 2015. - N 5. - С. 8-10.

Театрализованное представление, рассказывающее детям о пользе хлеба и о том как трудно его вырастить.

18.   Чупахина, Т. Н.

Именем хлеба / Татьяна Николаевна Чупахина. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2016. - N 12. - С. 100-103.

Праздник, посвящённый хлебу и непростому труду хлеборобов для читателей среднего школьного возраста.

Подготовила Перепалова О.М., библиотекарь ОМБИ