• НГ-1.jpg
  • НГ-2.jpg
  • НГ-3.jpg
  • НГ-4.jpg
  • НГ-5.jpg
  • НГ-6.jpg
  • НГ-7.jpg

Скачать исследование в формате docx.

Исследование

Подростковый возраст в развитии личности является одновременно и сложным, и определяющим. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития: они должны подготовиться к своему уходу из родительского дома, достичь признания среди сверстников, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей как основу собственного поведения. Неумение справиться с какой-либо из задач может привести к нарушениям адаптации и социализации, проявлениям отклоняющегося поведения.

Владение конкретными сведениями о сегодняшнем читателе-подростке представляется залогом разработки успешного диалога библиотекаря с данной группой читателей. Востребованность библиотек у подростков находится на недостаточно высоком уровне. В библиотеках давно назрела необходимость поиска новых подходов в работе с ними. Анализ подросткового чтения не раз становился предметом библиотечных исследований. Гораздо реже рассматривались их коммуникативные навыки и психологические проблемы. Наблюдения показывают, что современные подростки резко отличаются от своих сверстников прежних лет. Считается, что большинство подростков не уверено в себе и в своем будущем, им присущ инфантилизм, ценностным приоритетом чаще становится материальный успех, подростки все больше переносят такие человеческие отношения как дружба в «виртуал». Так ли это на самом деле? Что их действительно интересует, к чему они стремятся? Кем и как чувствуют себя в нашем социуме?

 Соединение психологических методов с методами библиотечной работы является одной из важнейших задач, стоящими перед детскими библиотеками. Важно понимание читателя-подростка в тесной связи с изучением его как личности. Данное исследование не имеет цели всесторонне рассмотреть психологические особенности подросткового возраста – это слишком сложная задача. Анкетирование проводится для изучения личностной направленности подростков, их ценностных приоритетов (деловой успех, образование), умения общаться и видения своих перспектив на взрослую жизнь.

Исследование «Психологический портрет подростка» было организовано Центральной детской библиотекой пос. Никель. Методом исследования было выбрано анкетирование.

Для проведения исследования была составлена анкета, которая состояла из 16 вопросов. Респондентам были предложены в основном вопросы закрытого вида. Отвечая на вопросы, требовалось выбрать нужный вариант ответа из представленных. Такие вопросы легче поддаются анализу и обобщению. Только на один вопрос нужно было дать свой ответ.

В качестве объекта библиотечных исследований выступили пользователи Центральной детской библиотеки пос. Никеля.

Анкета могла быть заполнена непосредственно во время посещения библиотеки или дома.

Предмет исследования - актуальные проблемы современных подростков; выявление социальных потребностей современных подростков.

Цель исследования – составление социально-психологического портрета школьника-подростка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить личностную направленность подростков;
  • проанализировать умение подростков общаться со сверстниками;
  • выяснить, как видят подростки свою дальнейшую жизнь.

Объект исследования – подростки 12 -17 лет.

Анкетирование проводилось в Центральной детской библиотеке пос. Никель с мая по октябрь 2022 года. В результате было получено и обработано 39 анкет. Одна анкета оказалась не пригодной к обработке по тому, что ответы указывают на то, что респондент не серьёзно отнёсся к анкетированию. Например: на вопрос «Каким ты считаешь себя?» были отмечены одновременно ответы «общительным», «робким» и «нелюдимым»). 

Большую часть опрошенных (47%) составили подростки в возрасте 12 лет, а также в возрасте 13 лет – 24%. Подростков в возрасте 14 лет было 11%, в возрасте 15 лет – 13%, в возрасте 17 лет всего 5% (16-летние в опросе не участвовали). Девочки активнее, чем мальчики, принимали участие в опросе (девочки - 58%; мальчики - 42%).

На вопрос «Кем ты себя считаешь (чувствуешь)?» самым популярным оказался ответ «спортсменом» (31%). К сожалению, гипотеза, что ребята все больше перемещаются в «виртуал» частично нашла свое подтверждение: «фанатами сети» себя считают 23% опрошенных.  Ответы «фанатом улицы» и «читателем» набрали равное количество ответов по 16%. При этом читателями себя считают исключительно девочки. Самыми непопулярными оказались варианты ответов «телезрителем» (8%) и «фанатом учебы» (6%). Подростки, которые выбрали вариант «другое» считают себя: фанатами музыки и фанатами сладкого!

При ответе на вопрос «Какими ты видишь своих друзей?» большинство выбрали вариант «веселыми». Так считают 31% респондентов. Вариант «печальными» никто не отметил. «Серьезными» своих сверстников считают только 11% подростков. При этом 18% дали ответ «бесшабашными» и 9% - «беззаботными».  Ответы «безответственными» и «робкими» получили всего по 2%. В категории «другое» была дана характеристика: «добрыми и ответственными».

«Общительными», отвечая на вопрос «Каким ты считаешь себя?», посчитали себя 54%, и 16% считают себя «душой компании». При этом девочек и мальчиков, давших такие ответы, примерно равное количество. Только 4 (9%) человека из 38 признают себя «лидерами».

Статистика ответов на вопрос «Сколько у тебя друзей?» показала, что между ответами «много» и «немного» оказалась не существенная разница. «Много» - 53% (20 чел.), «немного» - 47% (18 чел.). К счастью, никто из подростков не дал ответ «нет вообще». Это очень хороший результат.

Порадовали ответы на вопрос «Где ты предпочитаешь общаться с друзьями?». Предположение, что межличностное общение подростков все больше перемещается в Интернет, оказалось ошибочным. Живое общение или, как говорят сами ребята, общение «в реале», предпочитают 66% опрошенных. Ещё 21% подростков отмечают оба варианта: и «в реале», и «в социальных сетях». Предпочитают общение «в социальных сетях» только 5 человек (13%) из опрошенных. Вариант «Вообще не общаюсь» никто из подростков не выбрал.

Полученные ответы на вопрос «Есть ли у тебя проблемы в общении со сверстниками?» дают основание полагать, что проблем в межличностном общении большинство подростков не испытывают. Вариант ответа «нечасто» выбрали 40% респондентов. «Нет» ответили 37% опрошенных. А 5% утверждают, что вообще «никогда» не испытывают трудности в общении со сверстниками. И все-таки 18% (6 из 38) подростков признаются, что у них существуют проблемы в общении.

То, что «хорошее образование является залогом успеха в жизни», считают большинство школьников. «Да» ответили 37%, и ещё 47% считают, что «скорее «да», чем нет. Не считают хорошее образование залогом успеха в жизни 16% подростков.

«Какими подростки видят себя в будущем». Несмотря на мнение, что большинство подростков не уверены в себе и в своем будущем, больше половины подростков видят себя в будущем «успешными» (36%) и «благополучными» (24%). В то же время только 12% опрошенных видят себя в будущем «богатыми». Варианты «бедным» и «лузером» ожидаемо не выбрал никто. «Сомневаются в своем будущем» 6% подростков. Мнение, что большинству подростков присущ инфантилизм и нежелание задумываться о своем будущем, имеет право на существование, так как 22% ответили, что не задумывались о своем будущем.

На вопрос «Кем ты хочешь стать в будущем?» мы получили довольно неожиданные результаты. Это был единственный вопрос, на который подростки должны были дать свой ответ.  29% (11 человек) не дали ответа на этот вопрос. В основном это дети 12-13 лет. Оказалось, что среди девочек наиболее популярна профессия врача (4 чел.), две девочки хотят стать психологами. Некоторые выбирают традиционные женские профессии: парикмахер, повар, актриса. Но многие хотят иметь профессии, которые чаще считаются мужскими: военный, юрист, следователь, журналист. Мальчики хотели бы стать: программистами, военными, лётчиками, блогерами, писателями и даже президентами.

Основные аргументы при ответе на вопросе «Почему ты хочешь выбрать эту профессию?»: «интересная» (33%) и «просто нравится» (31%). Не последнее место для девочек имеет и экономическая составляющая в выборе профессии. «Хорошие деньги» интересуют 23% ответивших. Меньше их заботит «необходимость профессии для страны» всего 11%. «Нужной для страны» профессией школьники назвали профессии – военный, врач и лётчик. «Стабильность» интересует только одного из всех отвечавших. К большому сожалению, никто не объясняет свой выбор «семейными традициями».

«Есть ли у подростков планы уехать из нашего поселка насовсем?» На этот вопрос мы получили неутешительные результаты. Не задумывались над этим вопросом 21% респондентов. Патриотами своей малой родины хотят остаться только 13%. Намерены уехать - 66% ответивших. Это можно объяснить, в первую очередь, закрытием производства.

Причинами для отъезда в первую очередь названы: «отсутствие перспектив» (34%), «отсутствие рабочих мест» (20,5%), отсутствие «возможности учиться» (20,5%). «Плохие условия жизни» беспокоят только 14% подростков. Странным стал результат ответа «нет мест для проведения досуга» - всего 11%. Это говорит о том, что развлечения не имеют первоочередного значения для подавляющего большинства подростков.

Что нужно подросткам, чтобы чувствовать себя счастливыми? На этот вопрос мы получили не самые предсказуемые ответы. Самым популярным ответом был - «здоровье» - за этот вариант отдали голоса 20% ответивших. Достаточно ожидаемым на втором месте оказался вариант «благополучие семьи», который выбрали 19,2%. А вот на третьем месте (16%) оказалось «общение с друзьями». Странно, что меньше всего голосов набрал ответ «успехи в спорте» (8%) при том, что на вопрос «Кем ты себя считаешь (чувствуешь)?» самым популярным ответом стал «спортсменом» (31%). Варианты ответов: «финансовая независимость», «успехи в учебе», «любовь» - получили примерно равное количество голосов (12-13%). Один из отвечавших дал свой ответ «быть нужным, признанным».

Последним был вопрос «Что для тебя значат дом, семья, родители?». Подавляющее большинство подростков ответили – «место, где тебя всегда поймут и поддержат» (61%). Вариант «защищенность» отметили 25%. Ещё 8% дали ответ «стабильность». К сожалению, есть отвечавшие для которых семья все-таки является «источником раздражения» (2%) и «ничего не значит» (2%). Одна девочка, выбравшая вариант «другое» - просто написала «любовь».

Выводы

По результатам исследования установлено, что подростки позитивно воспринимают себя и своих сверстников. Самооценка большинства школьников, вероятней всего, достаточно адекватна. Подростки коммуникабельны, предпочитают «живое» общение общению в социальных сетях. У них много друзей, что вполне естественно, но иногда возникают проблемы в общении.

Большинство подростков считает хорошее образование залогом будущего жизненного успеха. Многие живут с уверенностью, что их ожидает вполне благополучное будущее. Но финансовый успех не стоит во главе ценностных приоритетов подростков.

Главными доводами в выборе профессии являются не только «хорошие деньги», а профессия, которая просто нравится и, которую они считают интересной. Многие подростки выбирают для себя профессии, которые могут быть востребованными в ближайшем будущем. При этом никто не хочет иметь простую рабочую специальность. Библиотекам, обслуживающим детей, было бы не плохо активнее проводить профориентационную работу.

Многие школьники не связывают свое будущее с местом, где родились и растут. Это грустно, но в ситуации с нашим поселком вполне понятно почему они «не видят перспектив».

Радует то, что подростки при ответе на вопрос «Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя счастливым»? на первые позиции поставили «благополучие семьи» и «здоровье», а не личные интересы.

Несмотря на возможное предположение, что у некоторых подростков тяжело складываются отношения со взрослыми, в частности, с родителями, такие ценностные ориентиры как дом, семья, родители, для детей имеют большое значение и олицетворяются с «местом, где тебя всегда поймут и поддержат».

Понимание сложившейся ситуации должно стать стимулом для поиска новых методик поддержки и мотивации подростков к обучению и саморазвитию. Анализ работы с этой возрастной категорией показывает низкий уровень востребованности. Поэтому необходимо повышать роль библиотекаря в становлении подростка как личности. Поощрять библиотечные проекты и творческие программы, направленные на творческое читательское развитие читателей подростков.

Спасибо за участие!

Анкеты подготовила и проанализировала

гл. библиограф ЦДБ С. А. Шмелёва.

Анкетирование провели библиотекари ЦДБ пос. Никеля.

Ответственный за выпуск: Петрова О. С. заместитель директора

по работе с детьми  МБКПУ «Печенгское МБО»