В Мурманске установили памятник бойцам оленно-транспортных батальонов. К этому событию шли почти 10 лет. И вот память увековечена: 

olenetransportnye batalony d 850

        9 декабря 2020 года у здания администрации Первомайского округа в Мурманске торжественно открыли мемориал «Подвигу бойцов оленно-транспортных батальонов - защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Монумент создал смоленский скульптор Игорь Чумаков. Он изобразил на фоне сопки фигуры бойцов батальонов - оленевода и лыжника, а также оленей в упряжке и лайку. 


       Северная кавалерия обеспечила серьезную помощь Советской армии. Без оленно-транспортных батальонов освобождение Севера было бы невозможно… Эти батальоны были сформированы в ноябре 1941 года. В них служили саами, ненцы и коми. Они участвовали в боях за Петсамо, Никель, Рудники, Киркенес, освобождая Советское Заполярье, и вступили на территорию Северной Норвегии. 
        Задачей этих подразделений была доставка на передовую фронта груза, в том числе продовольствия, оружия и снарядов. Они также вывозили сбитые самолеты, перевозили раненных, участвовали в разведывательных и диверсионных операциях. Во время военных операций оленей также использовали для доставки срочной почты и помощи авиации. На санях, запряженных двадцатью животными, перевозили тяжелые моторы с подбитых самолетов. 
       С помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника вывезено 10142 раненых солдата. Оленные батальоны перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов. Сформированная из батальонов 31-я оленно-лыжная бригада через Польшу дошла до Праги, а в 1947 году была направлена на Чукотку, где бойцы-оленеводы закончили свой боевой путь. 
Подробнее: 
       Во время Великой Отечественной войны впервые в истории длительные боевые действия велись в условиях Крайнего Севера крупными массами войск. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. Но ни грузовики, ни тракторы, ни гужевые повозки не могли передвигаться из-за глубокого снега и отсутствия дорог. В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Фролов отдал приказ о формировании армейских оленьих транспортов. 
       Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание - серебристый ягель. Олень никогда не нарушит тишины - даже раненый, он не издает ни звука. Кроме того, ни одно крупное упряжное животное не сможет преодолеть большое расстояние по снежной целине, за исключением северного оленя, который мог пробежать по зимней тундре до 80 километров за сутки. 
       В ноябре 1941 года для 14-й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении, оленеводы сформировали первые три транспорта, состоявшие целиком из оленьих упряжек. Каждый из таких транспортов обслуживали 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов, 15 оленегонных собак, 76 легких нарт, 270 грузовых нарт. В последующее время было создано еще четыре транспорта. Всего за годы войны оленеводы села Ловозеро Мурманской области передали армии 5900 транспортных оленей, 1600 комплектов упряжи к ним, 1119 нарт. Также на фронт ушли несколько оленетранспортных батальонов из Ненецкого автономного округа и Коми АССР. 
По материалам Новостей региона. Мурманская область.16 декабря 2020 г. 

Подготовила Перепалова О.М., библиотекарь ОМБИ центральной библиотеки пгт Никель.