Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

В Мурманской области отметили 80-летие прихода первого арктического конвоя в годы Великой Отечественной войны.1

       Именно этому событию был посвящен познавательный час в городской библиотеке - филиале № 4 для учащихся шестых классов МБОУ СОШ № 5 п.Печенга.

2

     Уже в первых боях 1941 года Красная Армия понесла огромные потери. К середине июля 1941 года были сожжены или захвачены до 6000 самолетов, 10.000 танков, 60.000 автомобилей, погибло более 2,8 миллиона человек. Были разрушены предприятия, производящие 1/3 продукции всей страны.
     Страна оказалась перед угрозой капитуляции. Могли спасти либо стремительная мобилизация всего, что могло служить обороне, либо помощь со стороны иностранных государств. Самым лучшим было сочетание двух этих факторов.
     Поэтому уже 27 июня 1941 года начал обсуждаться вопрос о проведении совместных операций СССР и Великобритании в районе Мурманска и Петсамо (Печенги), а с августа 1941 года начался обмен данными и метеосводками, а также образцами вооружения.
      Итогом работы стало принятие закона о ленд-лизе союзниками СССР – Великобританией и США. Словосочетание ленд-лиз (lend-lеаsе) происходит от английских слов lеnd – давать взаймы и lеаsе – сдавать в аренду. Теперь глава государства мог передавать, обменивать или давать взаймы СССР военную технику, оружие, боеприпасы и продовольствие.

4

       Первый караван под кодовым названием "PQ - 7" – пришел в Мурманск 11 января 1942 года, потому что архангельский порт к тому времени замерз.

3

    Однако самый короткий и удобный путь был одновременно и самым опасным. Уже первые походы заставили моряков почувствовать дыхание Арктики: ураганный ветер, страшный холод и огромные волны.9

    И в таких условиях надо было не только судну идти по назначенному курсу, но на авианосцах самолёты должны были взлетать и приземляться. Но и вражеская авиация не уступала: как вспоминают моряки, «летом было светло 24 часа, и мы постоянно подвергались нападениям, иногда сотнями самолётов одновременно».

6

     Самое страшное, что довелось пережить морякам и лётчикам конвоев – это видеть гибель людей и не иметь возможности оказать помощь. Сохранилось множество описаний трагических моментов: «Даже если одно судно подорвалось, другому нельзя было останавливаться, иначе и его взорвут».
     «Самое ужасное путешествие на земле», - так отозвался о русских конвоях сэр Уинстон Черчилль. 

5

    Арктические конвои сыграли очень важную роль в доставке в СССР стратегических грузов, особенно на первом этапе войны. Риск и потери были оправданны. До середины 1942 года арктическими конвоями было доставлено свыше 60% всех грузов, ввезенных в СССР.

7

     О героических подвигах моряков СССР, Великобритании, Канады и США, принимавших участие в Арктических конвоях по доставке ленд-лизовских грузов в северные порты России, написаны книги, сняты документальные и художественные фильмы.

8

    Юбилейная дата прихода первого конвоя в заполярную столицу объединяет всех, кто гордится героической историей своей страны, кто чтит славные традиции, заложенные нашими предками.

    Статью подготовила ведущий библиотекарь Никонова Т.Е.