Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

     В этот день 82 года назад – 13 июля 1941 года – совершил свой подвиг сторожевой корабль «Пассат».
     Теперь его называют «Варягом» Великой Отечественной.

     Корабль был заложен в 1937 году на Мурманской судоверфи как рыболовецкий траулер РТ-102 «Валерий Чкалов» Севгосрыбтреста Народного комиссариата рыбной промышленности (НКРП). 7 ноября 1940 года, после завершения ходовых испытаний, введён в состав флота и передан заказчику — тралфлоту треста «Мурманскрыба». Его водоизмещение составляло 1500 тонн, а скорость - всего 10 узлов, дальность 6 000 миль. Первый капитан судна – Всеволод Алексеевич Киреев, известный на Севере промысловик.

     С началом Великой Отечественной войны РТ-102 был мобилизован 25 июня 1941 года, переоборудован, вооружен и укомплектован личным составом. Командиром корабля назначен лейтенант В. Л. Окуневич (ранее — капитан РТ-102). Вместе с судном призвали из запаса и членов экипажа, однако воинские звания присвоить многим не удалось. Численность экипажа составила 43 человека.

Фил 4 В.Л.Окуневич

     Переоборудование корабля, завершившееся 30 июня 1941 года, заключалось, в основном, в устройстве погребов боезапаса. Специалисты радиоцеха судостроительной верфи НКРП смонтировали и настроили средства радиосвязи (в том числе радиопередатчики «Бриз» и «Бухта», радиопеленгатор «Градус-К»). Также было установлено вооружение: два универсальных 45-мм орудия 21-К; два 7,62-мм зенитных пулемёта М-1 «Максим».
     2 июля 1941 года РТ-102 был включен в состав 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота с присвоенным названием СКР-22 «Пассат».
7 июля 1941 года в составе отряда кораблей принимал участие в высадке десанта на западном берегу губы Западная Лица.

Фил 4 Тральщик Северного флота

Советский рыболовный траулер типа «Смена», затем сторожевой корабльСеверного флота на учениях. Кадры из документального фильма «69-я параллель», 1942 год

     Теперь ему было поручено новое задание. И это был последний бой...
     12 июля 1941 года «Пассат» получил приказ сопроводить конвой из двух спасательных судов ЭПРОНа — переоборудованных РТ-67 «Молотов» (командир А. А. Пушкин) и РТ-32 «Кумжа» с 40-тонными судоподъемными понтонами на буксире. На борту «Пассата» помимо 43 человека команды находились еще 13 пассажиров. Конвой под общим командованием воентехника 2-го ранга А. И. Кулагина следовал в Иоканьгу. Корабли следовали кильватерной колонной, во главе которой был РТ-67 с командиром отряда на борту, а замыкающим — РТ-32. Из-за темноты и недостаточной видимости конвой следовал не вдоль берега, как предписывал приказ, а мористее.
     В 3:30 утра 13 июля погода прояснилась, и штурманы отряда определили, что конвой находится на траверзе маяка Гавриловский на удалении 25-30 кабельтовых. В 3:48 сигнальщики «Пассата» услышали три выстрела и увидели всплески снарядов по курсу конвоя. Осмотрев горизонт, они увидели на северо-западе, в 25-30 кабельтовых, три неизвестных корабля, идущих наперерез конвою. «Пассат» передал в эфир свои позывные, но ответа не получил. Командир «Пассата» лейтенант В. Л. Окуневич, желая дать охраняемым безоружным судам возможность в соответствии с приказом укрыться в ближайшей бухте или выброситься на отмель, приказал развернуть сторожевой корабль бортом к противнику и открыть огонь.

Фил 4 Схема боя СКР 22 Пассат

Схема боя СКР-22 «Пассат»

     Вступать в бой с тремя эсминцами было безумством, гибелью, но моряки «Пассата» решили пожертвовать собой, чтобы спасти транспорты с грузом. Маленький сторожевой корабль шел вперед полным ходом, с развевающимся флагом на гафеле. «Пассат» постепенно сближался с врагом. Моряки уже могли различить, что делается на палубах фашистских эсминцев. Тут же они увидели, что у маяка Гавриловского показались еще два корабля противника. Итак, маленький сторожевик с двумя пушками и двумя пулеметами — против пяти вражеских судов! Сначала «Пассату» везло. Непрерывно обстреливая врага, он умело маневрировал, и фашистские снаряды ложились мимо. В то же время огонь канониров «Пассата» был более удачным — на одном из миноносцев начался пожар.
     Однако уже второй залп немецкого отряда накрыл РТ-67, который потерял ход и остановился. РТ-32 удалось достичь берега и выброситься на камни. Эсминцы приблизились на расстояние 10-15 кабельтовых, обстреливая неподвижный траулер и «Пассат» фугасными 127-мм снарядами и трассирующими осколочными 37-мм снарядами зенитных установок. Пятый залп накрыл сторожевой корабль, уничтожив ходовой мостик вместе с командным составом, рулевыми и сигнальщиками. Оставшийся в живых командир БЧ-1 младший лейтенант Г. С. Зарецкий по какой-то причине в командование кораблем не вступил, и «Пассат» остался без управления. Однако расчеты носового (старший комендор краснофлотец М. Е. Синицын) и кормового (командир отделения комендоров старшина 2-й статьи Т. Я. Голованов) орудий продолжали вести огонь, а команда продолжала борьбу за живучесть. Рухнула тяжелая труба, палуба окуталась едким дымом. Еще снаряд, еще... Забушевало пламя. И все же «Пассат» жил! Жил и вел ответный огонь! После того как снаряд разорвался в машине, корабль развернуло под ветер. Один за другим гибли моряки. А живые, глядя на пробитый осколками флаг, продолжали сражаться. После попадания еще двух снарядов «Пассат» потерял ход. Корма корабля начала погружаться в воду, и команда, спасаясь, прыгала за борт в холодную воду. Одиннадцать человек, пытавшихся спустить шлюпку, погибли, когда тонущий корабль затянул их под воду. Вокруг всплывшей перевернутой шлюпки собрались 8-10 оставшихся в живых членов команды. Немецкие эсминцы, следом за «Пассатом» потопив РТ-67, сделали еще несколько выстрелов по людям в воде и ушли.
     Из экипажа «Пассата» остались в живых только двое раненых, которых подобрала спущенная с РТ-67 шлюпка. Ими были краснофлотцы — Борис Моцель и Мефодий Трофименко. Остальные члены экипажа вместе с капитаном Окуневичем навсегда остались на своем корабле.

Фил 4 Павлинов Подвиг Пассата

П.П. Павлинов «Подвиг сторожевого корабля «Пассат»»

     Три немецких эсминца уничтожили три бывших траулера. Так себе честь и слава, но есть один интересный нюанс. После этой «победы» немецкие корабли ушли на базу, потому что в этом бою израсходовали почти весь боекомплект. На уничтожение трех траулеров (РТ-32 через два года сняли с мели, но восстанавливать не стали) ушло 1 440 снарядов 128-мм, одна торпеда и неизвестно сколько снарядов 37-мм и 20-мм.
     При этом немцы стреляли с минимальной дистанции и без реальной угрозы со стороны траулеров. Две 45-мм пушки никак нельзя считать угрозой для эсминцев проекта 1934, которые обладали хоть и не очень толстой, но броней. Трем эсминцам потребовалось больше часа для того, чтобы расправиться с тремя невооруженными траулерами.
     Командование Северного флота отправило по координатам «Пассата» 5 эскадренных миноносцев и 24 самолёта. К сожалению, немцев они уже не нашли.
     И вот, спустя столько лет с момента героического и абсолютно неравного боя, все что можно – это вспомнить тех, кто принял этот бой. Экипаж бывшего рыболовного траулера, ставшего сторожевым кораблем и погибший почти полностью в первом же бою достоин уважения и памяти, как никогда.
     «Пассат» сражался как настоящий боевой корабль, защищая вверенные ему корабли конвоя. Один из беспримерных и малоизвестных подвигов той войны, в одном ряду с «Туманом», «Дежневым», «Александром Сибиряковым».
     Благодаря мемуарам адмирала Головко, в 1956 году (только в 1956-м!) из книги «Североморцы» люди вообще узнали о подвиге «Пассата».
     «Пассат» затонул в точке 69°14'северной широты, 35°57' восточной долготы. Приказом командующего Северным флотом с 1966 года координаты гибели заслуженно стали считаться «координатами боевой славы» североморцев.
     Вечная память героям! Вечная им слава!

Фил 4 Памятник кораблям и экипажам тралового флота

Памятник кораблям и экипажам тралового флота

     Статью подготовила главный библиотекарь Никонова Т.Е.