Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отсветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Неувядаем старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы,
Палех рисует России портрет.
Пётр Синявский
С незапамятных времён Россия славилась своими народными промыслами. В библиотеке 1 июня участники общества Дети Великой Отечественной войны собрались на мероприятие «Русь- красавица мастерами славится». Они совершили путешествие в удивительный, сказочный, волшебный уголок России- Палех. Библиотекарь рассказала как зарождалось ремесло Палеха и как удалось сохранить его до наших дней.
Благодаря удачному расположению внутри Владимиро- Суздальского княжества к XVII веку в селе Палех сложилась сильная иконописная школа, впитавшая сразу несколько традиций: новгородскую, строгановскую, московскую, ярославскую и шуйскую. Старинный центр иконописи городок Шуя- всего в 30 км от Палеха. В современной России и Палех и Шуя входят в Ивановскую область. В 1917 году палешане оказались перед выбором: дать своей иконописи пропасть или приспособиться к новым условиям. Пробовали многое, включая роспись по дереву, но остановили выбор на федоскинском лаковом промысле по росписи папье- маше на чёрном фоне. Вместо религиозных мотивов- светские. Традиции XVII века в росписи были сохранены. Палехские иконы отличались изящным тонким письмом, проработанными деталями, обилием золота и прозрачными сияющий цветами. Мастерство передавалось от отца к сыну и славилось своими «мелочными» работами, то есть небольшими иконами с несколькими сюжетами. Это тоже сыграло роль в трансформации палехской иконописи в палехскую лаковую миниатюру. Процесс создания такой миниатюры сложный и труднозатратный. На производство заготовок для росписи из папье- маше уходит до полугода. Картон обрабатывается несколько раз, пока он не станет крепким, как кость. «Потом заготовку шпаклюют, кладут красный фон изнутри, чёрный снаружи и покрывают алкидным лаком. Чтобы краски светились, делают белильную подготовку: прописывают композицию, каждый пальчик, ручки, глазки, потом уже наносят саму роспись, покрывают три раза лаком, пемзуют, расписывают золотом. Полируют золото волчьим клыком, или лисьим, чтобы блестело. И ещё семь слоёв лака. Сушат в негорячей печи каждый слой не менее суток. Собачий клык для полировки не подойдёт.» Краски используются темперные и делают их художники сами, замешивая на яичном желтке и уксусной воде. Кисти тоже изготавливают сами- из беличьих хвостов.
Палехское искусство очень сложное и отличается уникальностью: каждое произведение в единственном экземпляре, повторов нет. Сегодня палехская миниатюра во всём мире признана вершиной художественного творчества. В 1935 году Палехская артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, а в 1954 году в Художественно-производственные мастерские. Художники успешно работают в области театрально- декорационного искусства, книжной графики, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи. В 1936 году было открыто Палехское художественное училище имени М. Горького, где ведётся обучение по специальности «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).
Участники мероприятия прониклись темой народных промыслов, задавали вопросы и с интересом знакомились с материалами книжной выставки. Особенно понравились иллюстрации палехских художников к произведениям А. С. Пушкина.
Статья и фотографии главного библиотекаря отдела обслуживания центральной библиотеки Л.А Лотовой.