• март2024_-_0001.jpg
  • март2024_-_0002.jpg
  • март2024_-_0003.jpg
  • март2024_-_0004.jpg
  • март2024_-_0007.jpg
  • март2024_-_0008.jpg
  • март2024_-_0009.jpg

Сегодня графические романы прочно закрепились на российском рынке и от года к году набирают популярность у юных читателей, вызывая неоднозначные мнения и скепсис у приверженцев литературы в классическом ее понимании. До недавнего времени и в моей голове прочно сидела клишированная мысль: комиксы — только про супергероев, только американские или японские. Внушительного вида стеллаж в нашей Библиотеке РОСТа снизу доверху забит мангой, комиксами, и первое, что бросилось в глаза при внимательном их изучении,  жанровое разнообразие. На полках нашлись комиксы научного толка, биографии, адаптированная к жанру графического романа классика. Находясь рядом с такой коллекцией весь рабочий день, то и дело поправляя и перемещая ее, волей-неволей глаз зацепится то за одну, то за другую книгу. Я, до недавнего времени имевшая дело исключительно с донесением информации читателю посредством текста, заинтересовалась, чем же так покоряют людей «картинки с диалогами». 

 

Комиксы как вид искусства ф 1

Отложив «тяжелую артиллерию», т.е. мангу (кажется, до такого нужно «дорасти»), начала с «Клыков» Сары Андерсен и не впечатлилась: милые ироничные черно-белые зарисовки о жизни вампирши и оборотня, которые как персонажи предысторий не имели и не обзавелись ими под конец. Набор смешных казусов, слабо связанных между собой. Такие комиксы имеют место быть и любимы, помимо автора, теми, кто наблюдал зарождение персонажей, возможно, в нем участвовал, следил за художником, шел «рука об руку» с его мыслями и творчеством не один год. Хороши подобные и для поверхностного ознакомления, мне же хотелось глубже погрузиться в предмет исследования.

Следующим экземпляром, оказавшимся в руках, стал «Грамерси-парк» Тимоте де Фомбеля. Знакомая с автором лишь косвенно, по стеллажам с литературой для среднего школьного возраста, не ожидала увидеть взрослую, «нуарную», детективную историю, с повествованием, ведущимся то в настоящем, то в прошлом. Рассказ ведется от лица Мадлен — когда-то успешной балерины и счастливой влюбленной девушки, которую на начало романа мы застаем на собственной пасеке, наблюдающей за загадочным мистером в соседнем доме. Честно признаться, было тяжело уследить за ходом истории в силу того, что многого я элементарно не разглядела!

 

Комиксы как вид искусства 6 ф1

 

 

И для меня стало открытием: комиксы надо читать внимательно. Рассматривать детали, образы, сравнивать их между собой, так как часто остаются на втором плане схожесть людей, оказавшихся союзниками, или цветовая палитра кадра, подсказывающая о времени происходящего. К примеру, мною остались незамеченными золотые ленты в волосах маленькой девочки, которые сыграли немаловажную роль в толковании сюжета. Разительно отличались от первого прочитанного произведения стилевое оформление, цвета. На протяжении всего романа читателя сопровождают пыльные мрачные оттенки и невнятные линии силуэтов в полутенях, призванные погружать в тревожное состояние, предвещать драму. Полагаю, это произведение, в сравнении с другими представленными у нас, находится в категории «не для начинающих» или «не для всех». Все же заинтересовать с первых страниц юного читателя таким сложно, а вот тем, кто регулярно читает графические романы и жаждет нового, подойдет.

 

Комиксы как вид искусства 5 ф 1

 

Упорно игнорируя растиражированные миллиардами истории о супергероях «Марвел» и «DC» и тем не менее заинтересованная в популярном для комиксов жанре «экшен», следующей «жертвой» я выбрала «Баффи — истребительница вампиров» — историю про школьницу, переехавшую в американскую глубинку, «начиненную» потусторонними существами, которых ей поручено истреблять. Опуская сюжетные подробности— акцент здесь сделан на другом— и «Бах»-и с «Бум»-ами, скажу, что не без удивления отметила: визуально сцены, наполненные быстрыми хаотичными действиями (драки, паника толпы, погоня) воспринимаются легче текстовой их вариации, не теряя при этом своей последовательности и уместно «вплетаясь» в общую канву. Интересны прочтения художниками образов монстров, тех самых вампиров. Картинка остается привлекательной, несмотря на происходящее на ней. Здесь уже никаких таинственных «дымок» на кадрах. Только яркая, сочная палитра, в полной мере отражающая «мощную заваруху». Поэтому несложно догадаться, почему так популярны комиксы супергеройской тематики, которые к тому же обладают далеко не поверхностным сюжетом и на протяжении многих выпусков, подобно сериалу, раскрывают героев.

 

Комиксы как вид искусства 4 ф 1

 

Наконец, по результатам опросов учащихся, посещающих библиотеку, не остался незамеченным интерес к нашей новинке— «13 карт». Каждый второй не мог пройти мимо хранившихся на стеллаже двух томов, а на мой вопрос «является ли история интересной, или она просто стала скандальной?» отвечали: «и то, и то». Конечно же— листать! На поверку имеем очень давно созданный и привлекший внимание сначала предысторией, а затем и анимационным продолжением, карточный мир с восьмью персонажами— клонами самого автора. В оригинальной истории главный герой— мальчик, который перестал справляться с учебой и восполнил нехватку времени тем, что отправлял в школу своих двойников, которых призывал посредством волшебных карт. Клоны, в силу различающихся характеров, попадали в неловкие ситуации, передряги, наводили в школе шороху. «13 карт»— ответвление от оригинальной истории, где сам главный герой появляется лишь в начале в качестве «хозяина». Он раздает подданым-картам источники энергии для сотворения собственного мира. Не решившись работать сообща, карты разбредаются по пустому пространству и создают собственные восемь государств. Как вы понимаете, вследствие разных мировоззрений, темперамента, склада ума, отличаются формы правления, аспекты экономики и т.д. С этого момента комикс становится неожиданно просветительским: посещая страну каждого из персонажей, узнаешь, как тот или иной подход к организации управления государством влияет на жизнь горожан и самого правителя, на политические и социальные процессы. При этом зреет бунт самих карт против кого-то, кто выше и главнее их, возможно, против самого «хозяина». Каждого из героев истории отличают свой цвет и краткая характеристика на обложке издания, каждому отводится значительная часть повествования, при этом сцены часто идут параллельно, чтобы подчеркнуть различия между персонажами и их действиями в той или иной ситуации. Нередко большое количество главных действующих лиц— «лайфхак» для успешного формирования многочисленной фанбазы. Так каждый сможет найти себе героя по душе, проассоциировать себя с ним, возможно даже начать подражать. И, судя по частым обращениям детей к данной истории, способ этот все еще эффективен, а потому надеюсь, что хотя бы часть за симпатичными героями разглядит суровую базу ОГЭ по обществознанию.

 

Комиксы как вид искусства 3 ф 1

 

Подводя итог, должна отметить, что комиксами действительно интересуются, находят узнаваемые заглавия и говорят: «смотри-смотри, это же…!». Считаю, что правильно подобранные (в верной последовательности) комиксы— это неплохое начало пути к осмыслению прочитанного в целом. Детям не так страшно смотреть на текст, если он сопровождается визуальными материалами, это факт. Учебники начальной школы «грешат» тем, что иллюстрируют задачи, сопровождают тексты по литературе небольшими картинками, чтобы ребенку было интересно разглядывать и сопоставлять написанное с увиденным. По мере продвижения к выпускному классу, картинок становится все меньше, появляются схематичные изображения, детей постепенно погружают в серьезные научные тексты, и, по аналогии с этим процессом, переход от графических романов к тексту весьма вероятен. Интересно, что переход этот не притупляет фантазию: она трансформируется от «вот картинка, опиши ее» до «вот текст, представь картинку». Доказано, что комиксы отлично доносят до юных читателей суть алгоритмов и схем, пошагово иллюстрируя сцену. Взрослым же графический роман будет интересен, если они открыты к новому, готовы принять данную форму изложения как воздействие на принципиально другой канал восприятия информации, готовы рассматривать, а не вчитываться.

Подготовила: Мария Быкова,

сотрудник Библиотеки РОСТа