• сентябрь_-_0001.jpg
  • сентябрь_-_0002.jpg
  • сентябрь_-_0003.jpg
  • сентябрь_-_0004.jpg
  • сентябрь_-_0005.jpg
  • сентябрь_-_0006.jpg
  • сентябрь_-_0007.jpg
  • сентябрь_-_0008.jpg
  • сентябрь_-_0009.jpg
  • сентябрь_-_0010.jpg
  • сентябрь_-_0011.jpg
  • сентябрь_-_0012.jpg
  • сентябрь_-_0013.jpg

Локальное библиотечное исследование «Предпочтения чтения среди молодёжи»

9 ноября 2023 сотрудниками городской библиотеки – филиала № 4 пгт. Печенга проведено библиотечное исследование методом анкетирования среди учащихся МБОУ «СОШ № 5 имени М.С. Попова». Целью исследования стало изучение и анализ интересов и читательских предпочтений среди молодежи.

В анкетировании приняли участие 32 человека в возрасте14-16 лет.

  1. Большинство респондентов - 80% предпочитают в свободное время «Сидеть» в сети «Интернет», в том числе 77% - гулять на улице, 67% - общаться с друзьями, 48 % - помогать родителям, 35% - смотреть телевизор.
  2. Что касается любви к чтению, то 35 % учащихся любят читать, но не всегда хватает на это времени. А 32 % - читают только во время подготовки домашнего задания.
  3. По жанрам предпочтения опрошенных выглядят следующим образом (Рис. 1):

фантастика – 86 %

любовный роман - 45 %

приключенческая литература – 38%

комиксы – 38%

мистика – 25 %

детективы – 19 %

о природе – 10 %

историческая литература – 3 %

Филиал 4 Печенга жанры литературы

Рисунок 1. Предпочтения по жанрам литературы среди молодежи

  1. Гипотеза о том, что современная молодежь не читает журналы и газеты, не подтвердилась, так как только книги читают всего 48 %, а 32 % читают и книги, и журналы и газеты, но не часто.
  2. Среди любимых авторов А.С. Пушкин оказался на первом месте – 35 %, 13 % назвали И.С. Тургенева, а 26 % - современные писатели.
  3. Нас интересовало, что влияет на выбор книги для чтения среди молодежи. В результате получился следующий рейтинг:
  4. Красочность оформления – 17 человек
  5. Люблю читать литературу определенного жанра– 15 человек
  6. У меня есть любимые авторы, их произведения я в основном и читаю – 11 человек
  7. В основном читаю то, что мне советуют – 9 человек
  8. Выбираю для чтения книги, в которых мало страниц – 5 человек
  9. На вопрос «Кого ты считаешь своим помощником при выборе литературы?» мы получили следующие результаты (Рис. 2):

Филиал 4 Печенга помощники при выборе литературы

Рисунок 2. Помощники молодежи при выборе литературы

 Филиал 4 Печенга сколько времени читают в библиотеке диаграмма

Рисунок 3. Продолжительность посещаемости библиотеки среди молодежи

11. Преимущественно большая часть (42 %) учащихся ходит в библиотеку для того, чтобы поучаствовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 35 % из учащихся также и просто проводят свободное время в библиотеке, общаются; 22 % приходят в библиотеку именно для того, чтобы взять литературу на дом; 19 %, в том числе,  заходят в библиотеку и для того, чтобы воспользоваться компьютером и Интернетом, отксерокопировать или отсканировать информацию; ну и 16 % предпочитают, среди прочего, читать литературу непосредственно в библиотеке.

12. На предложенный ситуационный вопрос «Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал директором библиотеки?» ребята ответили так:

«Прочитал бы все книги»;

«Сделала бы уютное место для чтения»;

«Принесла бы популярные книги в библиотеку»;

«Оформил бы библиотеку по-новому, заказал бы новые книги»

 

Выводы:  В ходе проведенного исследования следует сделать главные выводы. Современная молодежь читает книги! При этом подростки читают как печатные книги, так и электронные. Читают не только книги, но и периодические издания. Читают как классические произведения, так и современных авторов.

Среди жанров литературы наибольшее предпочтение учащиеся отдают фантастике, приключениям, комиксам и произведениям о любви. При этом при выборе книг уделяют внимание не только жанру, но и оформлению, а также следуют предложениям в социальных сетях, советам друзей, родителей.

Литературу, как правило, находят самостоятельно в сети «Интернет», покупают, либо обращаются в библиотеку. Большинство из участвующих в исследовании являются читателями библиотеки более трех лет и посещают библиотеку хотя бы раз в месяц, и не только при посещении мероприятий, но и с целью проведения свободного времени и получения литературы на дом.

Полученные нами в ходе исследования данные имеют большое значение, так как дают ключ к пониманию того, что, несмотря на снижение читательской активности подростков, появление новых интересов, возрастание роли современных технологий в их повседневной жизни, чтение остается в ряду приоритетных занятий молодежи. И в значительной степени от нас, библиотекарей, от организации работы с данной возрастной категорией зависит, не исчезнет ли чтение из круга интересов подростков. Анализ работы с читателями говорит о необходимости усилий для поддержки и стимулирования чтения подростков, поиска нестандартных подходов, применения определенных знаний и навыков в общении с подростками, нахождения индивидуального подхода к каждому читателю.

Подростки – активные пользователи Интернета и социальных сетей, поэтому необходимо активно использовать электронные сервисы для популяризации лучшей литературы. Очень важно также, чтобы библиотека оставалась местом, привлекательным и комфортным для подростков