Локальное библиотечное исследование «Предпочтения чтения среди молодёжи»
9 ноября 2023 сотрудниками городской библиотеки – филиала № 4 пгт. Печенга проведено библиотечное исследование методом анкетирования среди учащихся МБОУ «СОШ № 5 имени М.С. Попова». Целью исследования стало изучение и анализ интересов и читательских предпочтений среди молодежи.
В анкетировании приняли участие 32 человека в возрасте14-16 лет.
- Большинство респондентов - 80% предпочитают в свободное время «Сидеть» в сети «Интернет», в том числе 77% - гулять на улице, 67% - общаться с друзьями, 48 % - помогать родителям, 35% - смотреть телевизор.
- Что касается любви к чтению, то 35 % учащихся любят читать, но не всегда хватает на это времени. А 32 % - читают только во время подготовки домашнего задания.
- По жанрам предпочтения опрошенных выглядят следующим образом (Рис. 1):
фантастика – 86 %
любовный роман - 45 %
приключенческая литература – 38%
комиксы – 38%
мистика – 25 %
детективы – 19 %
о природе – 10 %
историческая литература – 3 %
Рисунок 1. Предпочтения по жанрам литературы среди молодежи
- Гипотеза о том, что современная молодежь не читает журналы и газеты, не подтвердилась, так как только книги читают всего 48 %, а 32 % читают и книги, и журналы и газеты, но не часто.
- Среди любимых авторов А.С. Пушкин оказался на первом месте – 35 %, 13 % назвали И.С. Тургенева, а 26 % - современные писатели.
- Нас интересовало, что влияет на выбор книги для чтения среди молодежи. В результате получился следующий рейтинг:
- Красочность оформления – 17 человек
- Люблю читать литературу определенного жанра– 15 человек
- У меня есть любимые авторы, их произведения я в основном и читаю – 11 человек
- В основном читаю то, что мне советуют – 9 человек
- Выбираю для чтения книги, в которых мало страниц – 5 человек
- На вопрос «Кого ты считаешь своим помощником при выборе литературы?» мы получили следующие результаты (Рис. 2):
Рисунок 2. Помощники молодежи при выборе литературы
Рисунок 3. Продолжительность посещаемости библиотеки среди молодежи
11. Преимущественно большая часть (42 %) учащихся ходит в библиотеку для того, чтобы поучаствовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 35 % из учащихся также и просто проводят свободное время в библиотеке, общаются; 22 % приходят в библиотеку именно для того, чтобы взять литературу на дом; 19 %, в том числе, заходят в библиотеку и для того, чтобы воспользоваться компьютером и Интернетом, отксерокопировать или отсканировать информацию; ну и 16 % предпочитают, среди прочего, читать литературу непосредственно в библиотеке.
12. На предложенный ситуационный вопрос «Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал директором библиотеки?» ребята ответили так:
«Прочитал бы все книги»;
«Сделала бы уютное место для чтения»;
«Принесла бы популярные книги в библиотеку»;
«Оформил бы библиотеку по-новому, заказал бы новые книги»
Выводы: В ходе проведенного исследования следует сделать главные выводы. Современная молодежь читает книги! При этом подростки читают как печатные книги, так и электронные. Читают не только книги, но и периодические издания. Читают как классические произведения, так и современных авторов.
Среди жанров литературы наибольшее предпочтение учащиеся отдают фантастике, приключениям, комиксам и произведениям о любви. При этом при выборе книг уделяют внимание не только жанру, но и оформлению, а также следуют предложениям в социальных сетях, советам друзей, родителей.
Литературу, как правило, находят самостоятельно в сети «Интернет», покупают, либо обращаются в библиотеку. Большинство из участвующих в исследовании являются читателями библиотеки более трех лет и посещают библиотеку хотя бы раз в месяц, и не только при посещении мероприятий, но и с целью проведения свободного времени и получения литературы на дом.
Полученные нами в ходе исследования данные имеют большое значение, так как дают ключ к пониманию того, что, несмотря на снижение читательской активности подростков, появление новых интересов, возрастание роли современных технологий в их повседневной жизни, чтение остается в ряду приоритетных занятий молодежи. И в значительной степени от нас, библиотекарей, от организации работы с данной возрастной категорией зависит, не исчезнет ли чтение из круга интересов подростков. Анализ работы с читателями говорит о необходимости усилий для поддержки и стимулирования чтения подростков, поиска нестандартных подходов, применения определенных знаний и навыков в общении с подростками, нахождения индивидуального подхода к каждому читателю.
Подростки – активные пользователи Интернета и социальных сетей, поэтому необходимо активно использовать электронные сервисы для популяризации лучшей литературы. Очень важно также, чтобы библиотека оставалась местом, привлекательным и комфортным для подростков