Международный день коренных народов мира отмечается ежегодно 9 августа с 1994 года.13 сентября 2007 года была принята Декларация о правах коренных народов. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.
Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов — право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.
Предлагаем Вам материал о коренном народе Кольского Севера - саами.
Как веками складывалась семейная жизнь саами.
Как зарождался быт коренного народа Крайнего Севера саами? Быт коренного малочисленного народа строился по своим, особым правилам.
Как и у каждой малочисленной народности, у него были свои особенности семейной жизни.
В конце XIX века саамы жили простой малой семьей. Сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили свое хозяйство. Но если у родителей был один сын, он оставался с ними до смерти. Характерной традицией было то, что нередко; прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определенное время, иногда целый год, отработать в хозяйстве у тестя.
Между тем девушка после свадьбы становилась хозяйкой, хранительницей домашнего очага и, как правило, не попадала в униженное положение и не становилась рабой мужа, а ее влияние на детей иногда было даже большим, чем у отца. Правда, на женщину, как на существо, по старым представлениям саамов, «нечистое», налагался ряд запретов и ограничений.
-Так, женщина не могла заходить в переднюю часть вежи, где находилось «чистое» место. Когда в доме были гости, она не участвовала в общей трапезе, а только подавала угощения. Ей запрещалось также близко подходить к местам святилищ, она не смела прикасаться к шаманскому бубну, - рассказывает в своем исследовании этнограф Татьяна Лукьянченко.
Большую часть времени семья проводила на своих промысловых участках. Жена была единственной помощницей мужа и не только выполняла необходимую работу по дому и воспитывала детей, но и занималась рыбной ловлей; оленеводством, рубила дрова. При этом и муж часто мог выполнять так называемые «женские» обязанности — готовил еду и чинил одежду. Можно сказать, что их положение было равным.
В современной семье главой может быть как мужчина, так и женщина. Внутрисемейные отношения строятся обычно на равенстве. Во многих семьях, по словам саами, муж, помогая жене, занимается закупкой продуктов, участвует в уборке квартиры, заготовке продовольствия на зиму, то есть выполняет не только специфические мужские работы. Жена в свою очередь, помимо работы по дому, почти всегда участвует в рыболовном промысле. Распределение семейного бюджета чаще всего также происходит с общего согласия обоих супругов.
В XIX-XX веках саамская семья была очень многодетной: 10-11 детей было обычным явлением. А в современной семье обычно только 2-3 ребенка.
Поцелуй с носами
В конце XIX - начале ХХ века вопрос о браке своих детей решали родители,
хотя в то же время обычно учитывалось возможное несогласие молодых людей. Чтобы избежать родственных браков, старались делать так, чтобы жених и невеста были родом из разных погостов. При выборе невесты большое значение имел достаток ее родителей и самой девушки. В частности, обращалось внимание на то, сколько она имела оленей.
-По саамскому обычаю ребенку при рождении дарили несколько оленей, приплод от которых в дальнейшем считался его собственностью. Поэтому девушка, у которой было так называемое «оленное» счастье, могла иметь ко времени выхода замуж довольно большое количество оленей и сравнительно легко находила себе жениха. Красота и прочие достоинства невесты имели меньшее значение, так как люди, живущие в таком суровом климате, больше заботились о пропитании, источником которого главным образом являются олени, чем обо всем остальном,- пишет исследователь.
Свадебный обряд саамов имел множество местных вариантов, но всегда состоял из сватовства, «рукобитья» и венчания, причем решающее значение имело «рукобитье», после которого брак считался заключенным и молодая переходила в дом к мужу. Жених в день «х» надевал новую суконную юпу, а невеста-белые юпу и каньги. Потом жених подходил к невесте и приветствовал её поцелуем. При поцелуе саамы не только прижимают губы к губам, но еще и нос к носу. Без этого поцелуй у них считается «ненастоящим». Поцеловавшись с невестой, жених делал ей подарки, преподносил изысканнейшие лакомства - олений язык, бобровое мясо. Кроме того, он дарил ей платок и кольцо. Если невеста была согласна выйти замуж, она принимала подарки, если нет - бросала ему обратно.
Завершающим этапом было «рукобитье». В давние времена оно сводилось к шуточной ловле женихом невесты-уточки (такое название невесты было, вероятно, связано с культом водоплавающей птицы) и напоминало о былом похищении невест. Позже при «рукобитье» отец невесты и сват били друг друга по рукам, что означало: брак заключен.
После этого обряда до свадьбы проходило от одной-двух недель до нескольких месяцев. Жених должен был приготовить к свадьбе довольно дорогие подарки - оленей, меха, различные предметы и украшения из серебра, деньги. Подарки, которые в виде платы за невесту делал жених ее родителям и родственникам, возвращались к нему равными по стоимости ценными «отдарками».
Свадебный пир по традиции устраивали в доме невесты. На столе обычно в изобилии была хорошая еда - разными способами приготовленное оленье мясо, оленьи языки, грудинка и рыба, в том числе лососевых пород (семга, кумжа). Из напитков - чай, водка.
В наши дни браки заключаются, как правило, по выбору и решению самих молодых людей. Знакомство происходит в клубе, на танцах, во время праздников, народных гуляний и так далее. Молодая пара стремится получить собственный дом и жить отдельно от родителей.
Изоляция для рожениц
Саамы с большой любовью относятся к детям. Все авторы, писавшие когда-либо об этом народе, отмечали стремление саамов иметь потомство. И если семья оставалась все-таки бездетной, это считалось большим позором и воспринималось как наказание за совершенные в прошлом грехи.
В родильном обряде саамы соблюдали определенные правила гигиены и проводили различные магические действия, направленные на благополучный исход родов. В первый период жизни ребенка также заботились о необходимой гигиене и о полноценном питании матери и новорожденного. Кроме того, происходило как бы естественное закаливание, так как ребенок с младенчества очень много времени проводил на свежем воздухе и волей-неволей привыкал переносить холод, неудобства переездов, случавшиеся перерывы в кормлении.
- Роженице с приближением родов отводили особое место, обычно ближе к двери, и отгораживали его от остальной части куском парусины или брезента. В XVII веке для роженицы строили отдельное, но холодное жилище, где она (если роды случались зимой) была вынуждена рожать в леденящем холоде. Горящий в центре жилища очаг не мог согреть ее. Помогала во время родов старая и знающая женщина. Изоляция беременной женщины делалась, с одной стороны, с целью уберечь ее от «сглаза», с другой стороны, беременная женщина, по представлениям саамов, была существом нечистым и общение с ней могло принести окружающим ее людям вред. Для «очищения» во время беременности она должна была окуривать себя дымом от подожженной оленьей шерсти или бобрового волоса, - говорится в статье.
Новорожденного ребенка обтирали холодной водой (а иногда и снегом) и, когда он начинал дышать, окунали его в теплую воду. После этого новорожденного завертывали в теплый заячий мех и укладывали рядом с матерью. Через три дня, когда отпадала пуповина, ребенка голеньким клали в люльку, сделанную из выдолбленного куска дерева, обтянутую снаружи и изнутри выделанной оленьей кожей. Дно колыбели устилали мягким мхом красноватого цвета, который в большом количестве растет в Лапландии, а поверх клали кусочек шкурки молодого оленя. К люльке мальчика саамы подвешивали обычно маленькие лук и стрелы, сделанные из олова или оленьего рога, а для девочки — кусочки цветного сукна, украшения из бисера, перламутровые пуговки, крылышки и лапки белой куропатки.
Кроме того, в люльку и мальчику, и девочке в качестве оберега клали зубы лося, иголку и серебряные монетки, а также немного овсяной крупы для обеспечения достатка в их будущей жизни. Во время недолгих передвижений мать носила люльку с ребенком у себя за спиной. При летних перекочевках колыбель с ребенком подвешивали к седлу вьючного оленя, а при зимних переездах брали с собой в кережу.
Вскоре после появления ребенка на свет в доме новорожденного собирались родственники, приносившие подарки - серебряные деньги, перламутровые пуговки и прочее. От отца новорожденный получал в подарок важенку (оленью самку), а от матери - овцу.
От предков - детям
В прошлом все полезные знания и навыки дети получали от своих родителей, причем отец больше занимался с сыновьями, а мать обучала дочерей. Отцы учили своих сыновей искусству стрельбы из лука (позже из огнестрельного оружия) и метанию копья, умению ставить ловушки на пушных зверей, охотиться на дикого оленя, приемам оленеводства и т.д. Если мальчики с раннего детства любили соперничать друг с другом в силе, ловкости, беге на лыжах, то саамские девочки играли в куклы и, подражая матери, шили им одежду из оленьего меха, шапочки, обувь. В процессе игры девочка училась также приготовлению пищи и другим женским работам. В 10 лет девочка могла уже самостоятельно печь хлеб, а в 14 лет - шить себе одежду. Мать учила дочь и такой работе, как сборка и разборка походного жилища саамов — куваксы, а также ловле зимой силками белой куропатки, рыбной ловле.
В 1930-е годы саамы были переведены на оседлость. Мужчины большую часть года продолжали находиться в тундре, выпасая оленей, а их семьи стали жить оседло в поселках. Маленьких детей отдавали в ясли и детские сады. Дети школьного возраста находились в интернатах на полном государственном обеспечении. Они мало времени проводили в тундре, и им было трудно перенимать навыки и умения родителей.
Однако особенности быта саами, которые кажутся утраченными, в определенной мере сохраняются и сейчас, особенно в тех семьях, где кто-то занят в оленеводстве.
- В таких семьях необходима одежда из оленьего меха и сохраняется умение изготовлять ее так же, как и навыки изготовления различных орудий труда (аркана, саней), умение традиционной разделки оленьей туши, навыки ориентировки и поведения в тундре. В этих семьях хорошо сохраняется и родной язык, - уверена этнограф.
По материалам «Новости региона» №31 от 03 августа 2022 г./ Наталья Лобанова
Подготовила Перепалова О.М.