75-летию Великой Победы

Цикл «Читаем книги о войне».

«В книжной памяти мгновение войны»: обзор литературного творчества Вячеслава Кондратьева

Тему Великой Отечественной войны безоговорочно можно назвать главной в течение всего XX века. Многие авторы обращались к этому событию в своих рассказах и стихах. Конечно, главными авторами были те, которые сами пережили страшные события войны и стали свидетелями всего происходящего. Одним из таких писателей был Вячеслав Леонидович Кондратьев.

Kondratev

Вячеслав Леонидович родился 30 октября 1920 года в Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву.

В 1939 году с 1-го курса Московского архитектурного института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт, ему тогда едва исполнился 21 год. В 1942 году воевал подо Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.

В 1958 окончил Московский заочный полиграфический институт. Много лет работал художником-оформителем.

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Вячеслава Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

И тогда, на пороге своего 60-летия, Кондратьев решил поделиться миром тем, что на протяжении многих лет не отпускало его душу, рассказать о «своей» войне, чтобы воспоминания не канули в лету, а остались жить на бумаге. Толчком к написанию повести послужил и тот факт, что Кондратьеву так и не удалось отыскать ни одного из своих ржевских однополчан. Писателя охватил страх: он мог остаться единственным выжившим свидетелем тех страшных событий, о которых должен узнать мир.

В одном из писем к своим читателям Кондратьев признавался: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

Первая повесть — «Сашка» — была опубликована в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть была сразу же замечена.

Следующая повесть «Отпуск по ранению» была напечатана в1980 году в журнале «Знамя».

Все произведения Кондратьев в той или иной степени автобиографичны. В большей степени, очевидно, личный опыт автора, его биография лежат в основе повестей «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» и романа «Красные ворота», объединенных общим героем — лейтенантом Володькой.

Свои повести и рассказы Кондратьев написал о главном в жизни своего поколения. Вместе с героем одного из первых своих рассказов, который возвращается под Ржев спустя много лет, после войны, он размышляет: «Пройти по той земле — значит погрузиться в прошлое, пережить снова необычайно трудное, но великое. Да, пожалуй, великое, потому как было это преодолением себя ради главного...» Проза Кондратьева, его «ржевский роман», по определению В. Астафьева, и стала таким погружением в прошлое, переживанием заново «своей» войны, оказавшись вместе с тем проживанием этой войны для его читателей.

Повесть «Сашка»

Sashka

Главный герой повести Сашка – рядовой пехотинец, который оказался в самое трудное время и в самом трудном месте. В боях подо Ржевом хлебнул он горячего до слез. На что уж Сашка не избалован жизнью: с малых лет приучен к нелегкому крестьянскому труду, привык к невзгодам («был в детстве и недоед, и в тридцатых голод настоящий испытал»), но и ему невмоготу – все разом на них навалилось здесь, из последних сил держатся. И тяжко не только то, что которую неделю они на виду у смерти, каждую минуту она подстерегает – из первоначальных ста пятидесяти тридцать человек осталось в их «битой перебитой» роте, да это ещё после того, как пополняли, наскребая кого только можно в полковых и дивизионных тылах. Хотя надежда на лучшее не оставляла Сашку, он хорошо понимал, что ждет пехотинца: «Передок, ранение, госпиталь, маршевая рота и опять передок».

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения – проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Когда у Сашки спросили, как же он решился не выполнить приказ комбата – не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, он ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты…» И простые слова его исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности, которая была тем рубежом, который фашисты взять не смогли, именно здесь они потерпели поражение.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Повесть «Отпуск по ранению»

otpusk

Главный герой повести пехотный ротный лейтенант Володька получает отпуск по ранению. Приезжает домой в Москву. В трамвае пассажиры обращают внимание на военного с медалью «За отвагу» на груди, одежда его грязная и глаза усталые, пустые.

Герой — в шоке. Шок — от той предельной ситуации, в которую попадает лейтенант Володька в своем отпуске по ранению, от несовместимости всей атмосферы тыловой жизни и фронта. Он ошеломлен «необыкновенным происшедшим с ним рывком из одного пространства в другое». Ему совершенно невозможно представить, что два этих мира «существуют в одном времени и пространстве. Либо сон это, либо сном был Ржев... Одно из двух! Совместить вместе их нельзя!». Он не узнает своих старых друзей, он заранее враждебно относится едва ли не к каждому, кто не хлебнул фронта. Все «чистенькое», «аккуратненькое», «спокойненькое» вызывает у него неодолимое раздражение, и ему то и дело становится тоскливо и горько до слез, до того, что «стрелять охота», до невменяемости.

Раздражение против всего, что он видел в Москве, не проходило. Шли дни короткого отпуска, а «он без конца прокручивал в голове Ржев».

Там, под Ржевом, он узнал настоящую правду. Оттуда, из-под Ржева, начался для него отсчет дням какой-то новой — страшной, безжалостной, но истинной жизни, жизни без иллюзий, без романтики, без обмана и самообмана...

Бродя по городу, Володька встречает самых разных людей: в очереди за водкой в продмаге разговаривает о войне с инвалидом, с другом Сергеем идет в ресторан, где вступает в конфликт с Игорем, встречается с ребятами со своего двора. У каждого из них свой взгляд на военные трудности.

Володька знакомится с Тоней, к нему приходит любовь. Тонин отец может посодействовать, чтобы Володька не возвращался в «пекло» подо Ржевом, где он был ранен, где полегло много солдат из его роты.

Но лейтенант, несмотря на уговоры Тони и матери, решает возвратиться опять в свою дивизию. Письмо лейтенанта Чиркова не дает ему покоя. Ведь судьба России решается: быть или не быть ей.

Подготовила: Петрова Е.А., зав. сектором «Абонемент»